АРЕВ БАГДАСАРЯН - 105














АРЕВ БАГДАСАРЯН (2.04.1913-1994)
Выдающаяся представительница песенно-танцевальной миниатюры,
Народная артистка Арменcкой ССР


Этот жанр исполнительного искусства, как правило, выполнял ту же задачу, что и целый ансамбль песни и пляски народов мира.  Он отличался театральностью, музыкальностью, живостью, многообразием и легкостью восприятия. В то же время он был глубоко интернационален. В нем пять десятилетий на армянской сцене блистала Арев Багдасарян и, представляя все многообразие национальных культур, неизменно вызывала теплые чувства в отношении самых далеких и незнакомых народов.
Профессиональность ее исполнения часто приводил к спорам о ее национальной принадлежности. В каких бы странах она не выступала - везде ее считали своей. Артистку всегда встречали  радостно, с открытым сердцем. У нее было много друзей, а поклонников ее неповторимого искусства -  было еще больше, как на ее родине, так и за ее пределами.   И сейчас, через многие годы, вряд ли можно встретить в Армении людей, незнакомых с ее искусством. 



За 50 лет своей сценической деятельности Арев Багдасарян исполнила десятки песен и танцев разных народов мира, которые  отличались  неповторимой самобытностью. После каждого гастрольного турне,  рождался новый оригинальный номер, поражающий  своей правдивостью и выразительностью образа. Ее репертуар состоял из более 70 песен и танцев, из которых почти половина были армянскими. Но венцом ее творчества стали песни и танцы родного Карабаха, и среди них ее неповторимая “Нахшун баджи”, автором которой была сама артистка. Многие песни из репертуара Арев Багдасарян прочно вошли в наш быт и  стали достоянием национальной культуры нашего народа. 


В 1951 году Багдасарян приглашают в Москву в Театр эстрады “Эрмитаж” для участия в совместной концертной программе мастеров отечественного искусства и зарубежных стран, а по завершении концертов Союз  художников  Армении  получил  заказ  на изготовление  портрета  Багдасарян и ее скульптуры. За эту работу взялись  два наших  известных мастера  -  Арпеник  Налбандян  и Тереза  Мирзоян.  Работали  они одновременно.  Артистка позировала в  костюме  “Нахшун  баджи”. А.Налбандян  писала  ее  портрет во весь рост, а Т.Мирзоян лепила скульптуру.  Работы  оказались довольно  интересными. Они сначала демонстрировались на ВДНХ в Москве, а затем были возвращены в Армению.”

Благодаря огромной популярности, ей удивительно легко удавалось во всем становиться первой. В годы войны она была в числе первых армянских артисток, направленных на фронт с концертами для воинов 89-ой армянской Таманской дивизии (кстати, именно там она познакомилась с армянским  офицером, который стал впоследствии ее мужем).  После войны она вновь стала первой армянкой уже среди звезд советской сцены, командированных в первое зарубежное турне (первая зарубежная страна, которую она тогда посетила, была Китайская Народная Республика). С появлением телевидения, она снова была первой армянской солисткой, удостоившейся высокой чести участвовать в первой музыкальной программе Центрального телевидения Советского Союза. А в период разгара соцсоревнований она всегда становилась победительницей по линии искусства. 


 
 Арев Багдасарян с Суреном Кочаряном и сыном Кареном на  Творческом вечере в связи с 40-летием ее сценической деятельности. Центральный Дом работников искусств. Москва, 1978

В жизни Арев Багдасарян есть немало неожиданных совпадений, подтверждающих идею знаменитого швейцарского психолога Густава Юнга о том, что, “порой, в жизни происходят такие невероятные случайности, что они вполне выглядят закономерностью”. Так, сын артистки Карен Авакян стал первым в Армении военным переводчиком по китайскому языку и дослужился до полковника. Думала ли Арев Багдасарян, что он пойдет по стопам отца, и, тем более, станет первым военным специалистом по той стране, куда она совершила свою первую зарубежную гастроль, подготовила там оригинальный национальный танец, ставший жемчужиной ее репертуара на протяжении многих лет? Думала ли Арев Багдасарян, что музыкальные традиции, заложенные ею в семье Багдасарянов, продолжит ее внук, теперь уже лауреат многих международных конкурсов - молодой флейтист Нарек Авакян, для которого предметом особой гордости станет  исполнение  мелодии  коронного танца своей бабушки “Узундара”?  Да, Густав Юнг был прав - случайностей в жизни не бывает!


Писатель Александр Араксманян на протяжении многих лет внимательно следил за самобытным творчеством Арев Багдасарян. Размышляя о нем и, пытаясь понять его природу, а также секрет неотразимого обаяния, всеобщего признания и неизменного успеха артистки, он пришел к следующему выводу: - "Особенность творчества Арев Багдасарян - это  щедрость ее души и богатство ее духовного мира, ее постоянное стремление к самовыражению, характеризующее, в основном, истинных художников. Арев Багдасарян уникальное явление во всем многообразии армянского искусства. Ее выдающийся, глубоко оригинальный талант в сочетании с самозабвенным трудом и фанатической преданностью любимому искусству достойны того, чтобы о нем  было рассказано народу, и, прежде всего, молодежи.”


Далее






 



6137602_preparatspartagendliapotencii (615x408, 126Kb)



 



https://tinyurl.com/ycq879zj — bay in site - https://vk.com/spartagen_potencija





 

Комментарии